Примите, пожалуйста, во внимание, что данная фотография не относится к заголовку статьиВ Нижнем Новгороде состоялся первый из трёх зональных этапов IV Всероссийского конкурса жестовой песни, в котором участвовали неслышащие артисты нашего Общества из Центрального и Северо-западного Федеральных округов. На берега Волги съехались более 150 мастеров жестовой песни из 22 региональных отделений.

В Интернете был размещён красочный репортаж о прошедшем конкурсе. Однако что творилось за «красивой обёрткой конфетки», знают не все. Журналисты портала «Глухих.нет» выяснили шокирующие подробности: в каких условиях был проведён конкурс и что творилось за кулисами.

Начнём с того, что у участников были проблемы с заселением в гостиницу. Одним почему-то выдавался маленький номер на три человека (с раскладушкой!), другим – шикарный трёхкомнатный (!!) номер на двоих.

Несмотря на то, что пребывание в Нижнем Новгороде длилось 5 дней: с 4 по 8 апреля, сам конкурсный отбор был проведён только в один день: 5-го апреля. С утра до позднего вечера с небольшим перерывом на обед членов жюри не щадили. Некоторые участники два дня сидели без обеда, приходили на ужин только в 9 часов вечера. Поговаривают, что одна из членов жюри даже впала в предобморочное состояние. Оно и понятно: робот и то бы перегрелся от такой нагрузки, а тут люди целый день внимательно смотрели, слушали почти сто (!) жестовых песен. Да чего там слушать – оценивать ещё надо: кто во что оделся, кто как спел, кто как выступил!
 
Члены жюри за работой

То ли по причине загруженности, то ли ещё по другим соображениям, на конкурсе набралось много недовольных. По слухам, председатели местных региональных отделений ВОГ и руководители коллективов забросали Всероссийское общество глухих жалобами о том, как проходил конкурс жестовой песни. Правда, вице-президент ВОГ С.А. Иванов рассказал порталу «Глухих.нет», что официальных жалоб в адрес ВОГ пока не поступало. «Во Всероссийское общество глухих, по состоянию на 20 апреля 2012 года жалоб, связанных с организацией и проведением межрегионального этапа IV Всероссийского конкурса жестовой песни (г. Нижний Новгород с 04 по 08 апреля с.г.), не поступало», – отметил вице-президент ВОГ, зам. председателя Оргкомитета С.А. Иванов. Может, это дело времени или, как говорят всегда, «глухие струсили»? Правда, нашлась смелая глухая участница, которая в открытую выразила недовольство отбором после московского тура конкурса жестовой песни – это Лариса Захарова, и то, наверное потому, что ей нечего было терять (ушла в отставку; см. материал на «Глухих.нет»).

«Перед богом ставь свечку, перед судьей – мешок» – в эту поговорку не хочется верить. Но по каким критериям отбирались номера, как жюри оценивало выступления? А как работали организаторы? По словам источника, пожелавшего остаться неизвестным, все номера на сцене не объявлялись, даже во время гала-концерта. Получается, что всё работалось в режиме конвейера, участники – штучный товар на заводе? Не чувствовалось атмосферы праздника или конкурса.

Из 22-х отделений общества глухих, главные призы достались москвичам. Хотя некоторые считают: были номера лучше. Впрочем, если трезво смотреть на ситуацию, то понимаем: право выбора всё же остаётся за членами жюри. Но некоторые факты вызывают если не подозрение, то негодование. Первый факт: при жеребьёвке Москва оказалась на 3-м месте из двадцати двух регионов. Но каким-то Божьим (или чьим?) чудом, Москва поменялась с другим регионом и оказалась почти последней в списке. Вариант «уступили», «договорились сами – поменялись» не прокатит. Любые «движения» вызывают подозрения у большинства, и это нормальная реакция, ведь жеребьёвка есть жеребьёвка; зачем тогда затевали жеребьёвку, если потом можно меняться местами? Второй интересный факт: некоторые номера у Москвы удивительным образом подменились. На отборочном этапе конкурса в театре Мимики и Жеста были одни песни, а в Нижнем Новгороде – оказались совсем другие. Как такое произошло?

Участник конкурса рассказал журналистам «Глухих.нет», как один из членов жюри объяснил ему «провал» номера жестовой песни: «Да там парень выступал – он же гей! А девушка – лесбиянка!». Хорошо хоть, что конкурс не превратился в отбор по половому признаку или другим качествам. Кому-то может форма носа не подойти. А кому-то не подойдут розовые туфли. Придираться можно к чему угодно и бесконечно. Отсюда и обиды, и очередь недовольных.

На сайте «Глухих.нет» в комментариях неслышащие россияне оставили массу комментариев о прошедших конкурсах. Один из посетителей утверждает, что один из актёров театра Мимики и Жеста готовил москвичей к конкурсу, и сам же состоял в жюри и оценивал участников (по логике, этого делать нельзя). Также посетители выражают недовольство о постоянном составе членов жюри, и надо бы их давно обновить.
 
Конкурс жестовой песни в Нижнем Новгороде. Апрель 2012 г.

Бесспорно, конкурсы жестовой песни (и другие им подобные) нужны. Инвалидов по слуху необходимо вовлекать в культурно-массовую работу, стимулировать, поощрять и развивать их добрые дела и начинания. Но такие «войнушки» за кулисами и, скажем так, формальный подход организаторов к конкурсу – недопустимы. Может быть, на будущее стоить попробовать ввести электронную систему оценки, и результаты были бы сразу видны на экране? Конечно, членам жюри придётся труднее, но на экране можно указать информацию без фамилий членов жюри. И зрителям хорошо, и членам жюри – тоже. И не нужно провоцировать народ на недовольные возгласы – зачем двигать места выступления после жеребьёвки, менять песни после отборочных туров? Не хочется, чтобы такой бардак был и во время дальнейших конкурсов в других городах. Ведь за этим стоят не только судьбы конкретных людей, но и лицо Всероссийского общества глухих.