Фото с сайта panoramanews.ruВ пятницу, 19 августа 2011 года, состоялась встреча представителей общественных организаций инвалидов с премьер-министром России Владимиром Путиным. По информации СМИ, на встрече было сделано немало важных заявлений.

«За 2010 год и первое полугодие 2011 года при государственной поддержке было создано 12,8 тыс. новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями», - сказал Владимир Путин. Также он заявил, что в федеральном бюджете на 2011-й год на 25% увеличен объём финансирования закупок технических средств реабилитации до 15,5 млрд рублей. Правда, слова премьер-министра почему-то расходятся с делом – «Глухих.нет» уже сообщал, что недавно в столице снизили размеры компенсации за ТСР.

Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова заявила, что работников МВД и МЧС обучат жестовому языку. «Мы в рамках программы «Доступная среда» вместе с коллегами из МВД и МЧС приступаем к обучению элементарным навыкам жестового языка тех, кто непосредственно имеет контакт в своей работе с людьми, ограниченными по слуху», - сказала Голикова.

Фото с сайта finam.infoТатьяна Голикова уточнила, что сейчас в России около 1,1 тысячи сурдопереводчиков, в то время как необходимо 7,6 тысячи. В рамках программы «Доступная среда» выделяются 31,6 миллионов рублей на пять лет, что позволяет подготовить только 630 новых специалистов, отметила она. «Этих денег в рамках данной программы недостаточно, и, самое главное, что они растянуты во времени», - цитирует министра портал Взгляд.ру.

«Если потребность в семи тысячах, так нужно семь тысяч и сделать. Надо сделать в полном объеме», - прокомментировал ситуацию Путин. «Нужно продумать, как и куда этих людей потом направить. Что касается средств - это смешные деньги для нас, для государства. А для людей - это может быть судьба, поэтому нужно обеспечить и решить задачу в полном объеме», - подчеркнул он.

Хорошо, что в последнее время Правительство РФ уделяет внимание проблемам жестового языка. Правда, цифры настораживают – слишком большие расходы. «Глухих.нет» попросил прокомментировать председателя Совета Правозащитного центра «Право последней надежды» Василия Шмелёва. Публикуем полностью его ответ:

Василий Шмелёв. Фото с сайта www.v-shmelev.ruВот у меня вопрос: вы знаете, что за последние годы несколько миллионов рублей бюджетных средств были выделены Департаментом социальной защиты населения города Москвы на подготовку переводчиков жестового языка в городе Москве?
Не знаете? А почему?
Не потому ли, что этих переводчиков что-то особо не видно? Как не хватало квалифицированных переводчиков, так и до сих пор их днем с огнем ищут.
Вы думаете, что ситуация в регионах лучше? Напрасно. В основном работают люди старшего возраста, молодые переводчики — это исключение из правил.
Да, переводчиков не хватает. На 100-150 тысяч глухих — всего лишь 1100 переводчиков, если верить Голиковой. То есть, на 1 переводчика приходится 100-150 глухих.
Да, это очень мало. Поэтому что? Давайте готовить побольше переводчиков!
Сколько нужно? Какие-то жалкие 31 миллион 500 тысяч рублей из 50 миллиардов рублей на весь проект для инвалидов.
Поплакались Путину: «Мало!». Путин — добрый, спросил: «Сколько нужно? Семь тысяч переводчиков? Давайте обучим!».
Сколько это будет теперь стоить, обучить 7600 переводчиков? 380 миллионов рублей, если исходить из стоимости подготовки в 31,5 млн на 630 переводчиков.
Денег выделили много, точно так же как и в Москве выделяют миллионы на подготовку переводчиков.
А теперь — внимание! Как вам такой факт: в Московском технологическом колледже №21 в этом году закрылся прием на специальность «Организация сурдокоммуникации» (квалификация – сурдопереводчик).
Причина проста: нет желающих.
Вы удивляетесь? Напрасно: если молодой человек имеет нормальный слух, ему проще и выгоднее работать грузчиком или уборщицей, чем переводчиком жестового языка.
Про то, как глухие активно «садятся на шею» переводчику — все знают. Кто во всех бедах глухих виноват, если что-то не так пошло? Переводчик!
Но все это можно было бы терпеть, если бы нормально платили.
Вы знаете, сколько платят переводчикам? Как правило, от 80 до 180 рублей в час. Есть регионы, где платят больше, но это — редкое исключение.
Сразу предупреждаю, что это столько, сколько получают переводчики на руки. Неважно сколько в этом регионе стоит час по государственному контракту.
Давайте посчитаем, сколько это будет в месяц. Возьмем среднее — 130 рублей за час работы. Итак, в неделю при 8-часовом рабочем дне — 40 рабочих часов, в месяце — 4 недели, значит, всего будет около 160 часов. Умножаем на 130 рублей за час — 20 тысяч в месяц. В регионах это неплохие деньги.
Но тут встают две проблемы:
1. Время на проезд и «за ожидание» — не оплачивается.
Ехать в поликлинику — час, обратно — тоже час, ждали в очереди полчаса. А у врача переводчик перевел только 15 минут. Эти 15 минут и считаются, потому что именно столько времени по закону оказывалась «реабилитационная услуга». Вы думаете, это шутка? Нет, это официальная позиция некоторых региональных отделений Фонда социального страхования РФ.
Теперь посчитаем: переводчик потратил около трех часов времени, и сколько он должен будет получить за это? Возьмем средние 130 рублей в час и посчитаем; получится что за 2 часа 45 минут работы переводчику заплатят на руки 32 рубля 50 копеек.
Сколько в месяц будет при таком подсчете? Где-то в районе 2 000 рублей?! Покажите мне такого молодого идиота, который пойдет на такую работу.
Кстати, вы еще за проезд вычесть не забудьте, ведь переводчик молодой, не пенсионер, бесплатного проездного у него нет.
2. Да и те жалкие гроши в некоторых регионах не платят по полгода!
Почему такое происходит — непонятно. В одном регионе глухие встали в защиту переводчиков — написали жалобы повсюду, вплоть до Администрации Президента. Начала прокуратура проверять: все тут же заявили что всем довольны. И Фонд социального страхования РФ, который заявил, что всегда вовремя перечисляет деньги региональному отделению ВОГ. И региональное отделение ВОГ, которое заявило, что вовремя платит переводчикам деньги. И... сами переводчики, которым — в мире глухих ничего не утаишь — немедленно выплатили все деньги. Всем всё «вовремя платили», а переводчики снова не получают деньги по нескольку месяцев.

Готовить переводчиков, тратя уже сотни миллионов рублей вместо «просто» миллионов, чтобы эти переводчики после учебы посмотрели на весь этот кошмар и ушли на другую работу — это имитация решения проблемы доступа инвалидов по слуху к информации.

Вы знаете, откуда берет деньги за оплату за услуги переводчиков жестового языка, к примеру, Фонд социального страхования РФ?
Из общего раздела «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий». Это значит, что переводчикам заплатят из тех же денег, которые выделены 13 миллионам инвалидов России на покупку колясок, памперсов, сигнализаторов и многого другого. Про стоны Фонда социального страхования, что этих денег «не хватает на инвалидов» - все уже наслышаны.

Надо добиваться, чтобы расходы федерального бюджета на оплату услуг переводчиков жестового языка — были выделены отдельной строкой в бюджете.
Чтобы каждая копейка, выделенная на переводчиков, до них доходила в полном объеме и вовремя. Тогда переводчики будут получать нормальные деньги за свою нелегкую работу каждый месяц. Тогда у молодых ребят появится желание устроиться на такую работу — и работать переводчиком для каждого глухого долгие годы.
Именно об этом, я думаю, тоже нужно было просить Путина.