В Международный день защиты детей глухие выходят на пикет1 июня 2011 года в Международный день защиты детей в Новосибирской области и в Алтайском крае проводятся пикеты у прокуратур Новосибирской области и Алтайского края. В поддержку этой акции в других регионах России у региональных прокуратур проводятся как массовые пикеты (Волгоградская область, Омская область), так и одиночные пикеты (более 10 регионов).

Акция привлекла внимание и в других странах: о намерении провести пикет и передать петицию в российское посольство заявили в Великобритании и Германии. Пикет в Новосибирской области проводится в рамках молодежных праймериз Молодой Гвардии Единой России.

Причиной пикета послужило откровенное игнорирование прокуратурой Новосибирской области жалоб инвалидов по слуху на нарушения своих прав. Со стороны Фонда социального страхования РФ нарушения приняли массовый характер: дошло до того, что людям, абсолютно глухим с рождения, в качестве реабилитационной техники были выданы телевизоры без телетекста, позволяющего смотреть передачи со скрытыми субтитрами. Ответ из прокуратуры Новосибирской области по этому вопросу осенью 2010 года поверг в шок всю неслышащую Россию: проверка нарушений не выявила. И это при том, что телевизоры без телетекста до сих пор стоят в домах у инвалидов по слуху. Это — лишь один из многочисленных фактов нарушения прав инвалидов.

Как в Новосибирской области, так и в Алтайском крае на тех инвалидов, которые самостоятельно обеспечили себя реабилитационными услугами и техникой, социальные чиновники пишут заявления в органы внутренних дел, пытаясь путем угроз уголовного преследования заставить инвалидов отказаться от реализации своих прав. Те инвалиды, которые самостоятельно оплатили услуги и обратились за компенсацией, получили уведомление от Отдела по борьбе с экономическими преступлениями о проводимой в отношении их проверке по заявлению от Фонда социального страхования.

Попытка инвалидов найти правосудие вылились в тяжелые и затяжные судебные разбирательства: первые иски, поданные в сентябре 2010 года, рассматриваются до сих пор. При этом пассивная позиция прокуратуры довела до официального заявления отвода группой истцов-инвалидов прокурору, защищающего их права на судебном процессе — в Алтайском крае; и подачей официального заявления о недоверии прокурору и судье с прекращением судебного разбирательства — в Новосибирской области.

Взрослые инвалиды не смогли отстоять свои права. И удачные случаи защиты прав своих детей-инвалидов — легенды, передающие из уст в уста.

Невыдача в течении нескольких лет слуховых аппаратов с ушными вкладышами детям-инвалидам — обыденная история: без аппаратов и ушных вкладышей индивидуального изготовления дети растут полностью глухими, и в дальнейшем их реабилитация становится если не невозможной, то — крайне сложной. Удивительной является победа инвалида по слуху в суде Алтайского края, когда вопреки изначальному нежеланию прокуратуры поддержать все требования законного представителя ребенка-инвалида, родителю-инвалиду (с участием прокурора в качестве защитника) удалось добиться удовлетворения своих исковых требований в полном объеме: признать незаконным бездействие Фонда социального страхования, обязать выдать слуховой аппарат ребенку-инвалиду и выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенный ушной вкладыш индивидуального изготовления.

Среди инвалидов по слуху никого не удивляет отказ социальных чиновников выдать направление на зимнюю ортопедическую обувь ребенку-инвалиду на том основании, что для выдачи направления сначала нужно... поносить летнюю пару ортопедической обуви в течение трех месяцев. Повезло, что предупредили не осенью — спасибо и на этом.

Особое и массовое возмущение инвалидов вызывает закупка соцчиновниками устаревшей и снятой с производства техники по результатам проводимых ими государственных конкурсов. Техника, срок службы которой производителями установлен в 3 года, выдается на 7 лет. Приобретаемая подобным образом «реабилитационная техника» выдается как взрослым, так и детям-инвалидам.

Как дорогостоящие оптические сигнализаторы звука, так и снятые с производства мобильные телефоны, полученные от Фонда социального страхования и региональных управлений социальной защиты, родителям остается только подарить детям-инвалидам в качестве игрушек: поковыряют и сломают — не жалко. Использовать их в качестве реабилитационной техники оказалось невозможно.

Закупка снятых с производства несколько лет назад белорусских телевизоров «Витязь» диагональю 37 сантиметров (!) вызвала недоумение у самих производителей. Представители иностранных государств при виде этого «технического средства реабилитации» воспринимали этот факт как шутку: «это же техника, которая иногда используется как вспомогательный монитор уличного поста охраны».

Глухие дети, которые не слышат, при просмотре как самого изображения, так и мелких субтитров на таких телевизорах, очень быстро теряют зрение. Вы представляете, что такое не видеть и не слышать? Вставьте вату в уши и закройте глаза. Попробуйте в таком состоянии побыть лишь один час. Вы поймете, как это страшно.

Для нас страшнее оказалось другое: отсутствие права в нашей стране. Вместо издания нормативного правового акта были выпущены внутриведомственные письма, нигде не опубликованные, в Министерстве юстиции не зарегистрированные, и — ограничивающие права инвалидов на реабилитацию. Сотни инвалидов по слуху, приобретшие — как для себя, так и для своих детей-инвалидов — технические средства реабилитации вдруг оказываются перед «фактом»: их техника «не входит в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг» и «не соответствует индивидуальной программе реабилитации инвалида», поскольку... «имеет избыточные функции». То, что такие же «избыточные функции» имеются в той технике, которая закупается по государственному конкурсу и потом выдается инвалидам социальными чиновниками, ими попросту игнорируется.

Выигранные в мировых судах иски инвалидов, в том числе в защиту прав своих детей, отменяются районными судами. И никого не волнует, что решения районных судов прямо противоречат решению Верховного Суда Российской Федерации, и направлены на получение нового судебного постановления в обход решения Верховного Суда РФ. Начали с нас. Кто следующий?

Без качественной реабилитации затрудняется получение образования. И наши дети, не имея качественной реабилитации, образования и работы, становятся бременем общества: миллионы рублей ежегодно уходят на «реабилитацию» и социальные пенсии. Мы помним те времена, когда люди, лишенные слуха, работали в космонавтике, оборонной промышленности, НИИ: были ведущими конструкторами, инженерами, и — квалифицированными рабочими.

И были гордостью страны. Мы всего лишь хотим, чтобы наши дети — потом могли стать такими, как все.