Глухие перед заседанием суда. Фото Глухих.нет
Сегодня в Нагатинском районном суде г. Москвы прошло необычное судебное заседание. Ответчиком по иску являлся Царицынский Комплексный центр социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы. Интересы инвалидов по слуху представлял правозащитный центр «Право последней надежды». Прежде всего, разбирался вопрос о незаконном требовании дополнительных пакетов документов в ЦСО и проверки техники на дому, а также затягивание срока выплаты компенсации.

К сожалению, «Глухих.нет» не удалось вовремя получить аккредитацию на освещение этого заседания, но основные моменты мы выяснили у правозащитного центра и свидетелей, которые присутствовали на слушании дела. Делегация от Департамента социальной защиты населения (ЦСО) с самого начала заседания сидела возбуждённо и выступала во всё горло. Даже судье Маловой Ирине Евгеньевне пришлось их утихомирить, пригрозив высылкой из зала заседания. 

По словам представителей ЦСО, никакого нарушения прав инвалидов по слуху с их стороны не было, сотрудники не отказывают в приёме документов от глухих граждан. А проверка на дому нужна для того, чтобы убедиться, что инвалид в полном объёме пользуется реабилитационной техникой, ведь на эти цели тратятся средства из городского бюджета. К тому же, сотрудники приходят проверять не только наличие телевизора, но ещё и проводят опись квартиры. Судья удивилась: «Если в квартире будут бриллианты, то вы откажете им в оформлении компенсации?», сотрудники растерялись: нет-нет, но…. Таких «но» было много, представители ЦСО постоянно оправдывались, защищая саму систему проверки телевизионной техники на дому.

При этом представители Департамента соцзащиты постоянно уклонялись от темы, заявив, что необходимо как «РеабТех», так и инвалидов по слуху, купивших там технику, привлечь к уголовной ответственности и «пришить» статью «мошенничество», к тому же документальных доказательств предъявлено не было. «Так вы обращайтесь в ОБЭП, а ко мне с этим вопросом зачем?» – удивилась судья. Ирина Евгеньевна, похоже, даже устала направлять их на «путь истинный»: говорили обо всём что угодно, а вот саму тему заседания – о законности проверки техники на дому – старались не поднимать.

Далее состоялись прения. Представители соцзащиты высказали свои мнения, а вот юристу правозащитного центра «Право последней надежды» высказать свои мнения не удалось. Причина банальна – сурдопереводчик не смог полноценно перевести речь Василия Шмелёва. Удивляет, как на судебное заседание юристы могли пригласить не совсем профессионального переводчика жестового языка? Почему о нём не позаботились заранее, ведь известно, что сурдопереводчик для глухого человека – это и голос, и уши?!

В конечном итоге, суд отказал удовлетворить жалобу инвалида к Царицынскому Комплексному центру социального обслуживания. Думается, что из-за отсутствия заключительного выступления В. Шмелёва и быстрой реакции на упреки со стороны Департамента соцзащиты, судья приняла решение не в пользу инвалидов по слуху. Сам председатель «Право последней надежды» заявил «Глухих.нет» о том, что это, действительно, их вина: «Мы планировали заявить устное ходатайство о допуске двух переводчиков, но в начале заседания выяснилось, что у одного есть письмо, подтверждающее разряд переводчика, а у второго - нет. В результате, несмотря на устное ходатайство, суд отказал допустить второго переводчика к переводу».

Полное решение суда будет готово только на следующей неделе. Сегодня рассматривался только первый иск из готовящихся пятнадцати, и пока только к одному Царицынскому КЦСО, – сообщает сайт «Право последней надежды»