Глухие устали. Фото vmnews.ru
Большинство глухих людей содрогается от того, как услышат три страшные буквы: ИПР. Индивидуальная программа реабилитации, казалось бы, должна была принести каждому инвалиду всяческие блага и удобства для проживания в нашей и без того непростой стране. Однако на деле происходит всё с точностью наоборот. Инвалиды не хотят оформлять ИПР, потому что надо простаивать бесконечные очереди к врачам, а ещё надо унижаться, убеждать, что тебе нужен слуховой аппарат или мобильный телефон.

Как в идеале должно быть? Инвалид по слуху идут в свою районную поликлинику, просит у ЛОРа оформить ИПР. Врач-ЛОР его проверяет, спрашивает, какие технические средства необходимы глухому, заполняет специальную форму, затем направляет его в бюро МСЭ. В бюро МСЭ инвалиду должны подтвердить список технических средств на их бесплатное получение.

Как происходит на самом деле?
Врачи-ЛОРы почему-то, спустя N лет, спохватываются, направляют глухого на повторное оформление аудиограммы в мед.центре на Беговой. А в городской поликлинике на Сходненской глухую семью заставили побегать по врачам: проверить свои нервишки и сдать анализы крови. «Вы бы ещё меня к гинекологу отправили!!», – возмущалась глухая мать. Но главный врач поликлиники пошёл лишь на некоторые уступки: предложил вписать в медицинскую справку строчку об отказе сдачи анализа крови.

А чтобы попасть на приём к врачу бюро МСЭ, надо простоять длинную очередь. Если попадёшь на приём, то это ещё полпобеды: нужно буквально умолять и убеждать врачей, что тебе нужно получить сразу несколько средств: и телевизор, и слуховой аппарат, и мобильный телефон, и переводческие услуги. Ну, действительно, бывает: дома телевизор уже старый, субтитры плохо отображается; мобильный телефон уже разваливается; российский слуховой аппарат барахлит; а переводческие услуги всегда позарез нужны!

Хорошо, если согласятся с вами и утвердят этот список. Но бывает иначе. Мы не раз писали, как в Московской области (г. Одинцово) глухому школьнику врач в бюро МСЭ заявила, что ему не нужен телевизор с телетекстом. «Мы не имеем права выдавать телевизор! Да и зачем вам телевизор с телетекстом? Наденьте слуховой аппарат – и вы всё услышите!», – сказала тогда врач «со знанием дела». Не удивлюсь, если глухому школьнику в этот момент хотелось повыдёргивать уши этому врачу. Поражаюсь, что врач продолжает исполнять свои «обязанности», а рука вышестоящих чиновников даже не дрогнула.

А в одном из бюро МСЭ в САО, который обслуживает район «Бескудниково», врачи глухой женщине отказались вписать в ИПР «переводческие услуги». Несмотря на отсутствие слуха и наличие её «глухого акцента», они посчитали, что она вполне справится в общении без сурдопереводчика. То, что ранее нотариус ей отказывал в приёме из-за отсутствия сурдопереводчика и как она в дальнейшем будет пользоваться услугами переводчика, чиновников бюро МСЭ этот вопрос не интересует.

Допустим, у врача-ЛОРа побывали, в МСЭ вам подтвердили список. Вы счастливы? Но не спешите радоваться! «Сюрпризы» ещё впереди.

Чтобы получить компенсацию за приобретённый телевизор, вам нужно зайти в свой ЦСО и выяснить, куда именно нужно отнести документы. Вам скажут, по какому адресу нужно обратиться. Вы обращаетесь по этому адресу, показываете документы, которые подтверждают покупку телевизора с телетекстом. Самое неприятное то, что в разных ЦСО требуют разные документы. Поэтому сначала выясните, на какую сумму компенсации можно рассчитывать и какие документы нужно приготовить (обычно это: кассовый чек, товарный чек и сертификат приобретённого товара). Обратите внимание на слово «обычно». Обычно это так, но такие порядки далеко не во всех ЦСО.

Сотрудники ЦСО «Обручевский» у глухой семьи потребовали предъявить помимо основных документов, ещё и лицензию. Правда, какую именно лицензию, они не уточнили, заявив, что «в магазине знают». Вот как! А отдуваются потом в результате сами глухие покупатели. В магазинах пожимают плечами, крутят пальцем у виска и спрашивают, что это за волшебная лицензия? Глухие мямлят: «Ну не знаю, в ЦСО сказали, что вы сами всё знаете».
Эта история произошла при покупке телевизора в магазине «Техносила», что на Лобненской улице. Семья оформила ИПР, необходимо купить телевизор с телетекстом и получить за него компенсацию. Если продавец пообещал, что никаких проблем с документами не будет, то кассир отказалась выдавать сертификат телевизора и лицензию. Сослались на выходной день (суббота) – нужно приходить в понедельник, т.е. посоветовали купить телевизор сейчас, а документы выдадут в понедельник. Однако и в понедельник выдавать лицензию отказались – мол, «слишком многого хотите!».

Действительно, в ЦСО «Обручевский» слишком многого захотели. В постановлении правительства Москвы №841-ПП ясно и чётко написано, что нужно предъявить: лицензию «на право заниматься деятельностью по изготовлению протезно-ортопедических изделий (в случае приобретения протезно-ортопедического изделия)». То есть если приобретаете какое-то ортопедическое изделие, то лицензия нужна. А для телевизора нужен только сертификат. В конечном итоге в ЦСО «Обруческий» без проблем приняли документы, но удивляет некомпетентность сотрудников, которые заявляют то одно, то другое. А страдают инвалиды. Тут, действительно, к концу оформления ИПР уже понадобится невропатолог.

  Лично я, насмотревшись на ужасы, решил: ИПР оформлять пока не буду (уверен, найдутся такие люди как я). Лучше куплю телевизор и мобильный телефон на свои деньги, чем буду тратить нервы на этих бестолковых чиновников и врачей. С чем и поздравляю своё любимое российское государство с тем, что им удалось сэкономить на мне – я, признаюсь, испугался варварской ИПР, которую создали чиновники для «облегчения» жизни инвалидов.