Слабослышащую девочку едва не высадили из автобуса

Кондуктор сочла документы и социальный проездной школьницы недействительными.

9-летняя Настя Плетнева любит танцевать и заниматься музыкой. Ей в этом не мешает даже диагноз, который поставили при рождении – глухота. Но 30 августа этого года из-за того, что девочка плохо слышит, в автобусе произошел неприятный инцидент с кондуктором...

«Выходите или платите»

В тот день Настя и еще одна девочка постарше – ее сопровождающая – сели в автобус №27 на улице Советской, чтобы доехать до улицы Труда, где их ждала мама Насти. Как обычно, старшая из девочек оплатила проезд наличными, а Настя показала свой социальный проездной. Только вот чуть позже кондуктор вновь подошла к школьницам.

Кондуктор еще раз попросила проездной, начала его проверять, спросила, где документ, который подтверждает право пользоваться социальным проездным, – рассказывает мама Насти Надежда Дмитриева.

Справка и пенсионное у девочки были с собой, только лежали внутри проездного, который в виде «книжки». Только Настя из-за испуга не сообразила сразу, что от нее требуется, ведь раньше в такие ситуации она не попадала. И ее спутница тоже не знала, что делать.

Настя – инвалид по слуху. Одно ухо у девочки не слышит, второе работает при помощи аппарата. Фото: Диля Ахмадишина.

Сотрудница ИПОПАТ все-таки нашла удостоверение, но увидела, что там нет фото. Поэтому решила, документ недействителен, а значит, слабослышащей девочке надо либо оплачивать проезд, либо выходить из транспорта. К счастью, у сопровождающей были с собой деньги, и они все-таки добрались до Настиной мамы.

«Собиралась приучать Настю ездить одной, а тут такое»

Естественно, девочки сразу все рассказали Надежде, и та была неприятно удивлена, особенно тем фактом, что дело в отсутствии фотографии.

Когда в 2009 году нам выдавали это пенсионное, сказали, что фотографию в него вклеивать бесполезно – дети растут и меняются. Было неприятно. Вроде мы все соблюдаем, а ребенка попросили выйти. Я хотела уже приучать Настю ездить одну, потому что не всегда могу быть рядом, а тут такое. Ей тяжело воспринимать чужую речь, тем более если поверх аппарата еще и шапка, поэтому в любой ситуации Настя может замешкаться и не понять, что от нее требуется.

Надежда Дмитриева, мама Насти

Теперь девочка часто спрашивает в транспорте у мамы, все ли у нее хорошо и не постараются ли ее опять высадить из автобуса.

Эта история дошла и до родительского сообщества детей-инвалидов. Ее представители отреагировали резко.

Это крайне отрицательный случай, не демонстрирующий понимание детской инвалидности работниками транспорта. Редко до нас доходят такие случаи, в этот раз попалась просто сознательная мама. Фотографии в документах таких детей нет, это общероссийская практика. Если делать в документах фото, тогда нужно менять законы. Я планирую собрать круглый стол с ИПОПАТ, с Министерством транспорта, Министерством социальной политики, с Пенсионным фондом, чтобы обсудить эту проблему и прийти к общему решению.

Игорь Безруких, председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Удмуртии

«Дело не в фото»

В ИПОПАТ сейчас тоже пытаются разобраться в ситуации.

К сожалению, на момент подготовки данного ответа сама Надежда Дмитриева в ИПОПАТ не обратилась. Надеемся связаться с ней в ближайшее время. Информацию об инциденте сотрудники предприятия получали пока только от журналистов. Эти сведения отчасти противоречат друг другу, что мешает провести полноценное служебное расследование. Судя по тем данным, которые удалось собрать, вместе с социальным проездным ребенок показал кондуктору недействительное пенсионное удостоверение, – сообщили в пресс-службе предприятия.

Там же поясняют, дело вовсе не в отсутствии фото, а в том, что пенсионное удостоверение сейчас вообще не является документом, подтверждающим льготу. Если бы девочки вместе с проездным предъявили справку о назначении пенсии, проблем бы не было.

Несмотря на инвалидность, Настя совсем не отличается от своих сверстников: девочка любит танцевать и заниматься музыкой. Фото: Диля Ахмадишина.

Номер этой справки должен быть вписан в бланк проездного билета девочки. Не исключаем, у ребенка были при себе другие (действительные) подтверждающие документы, но ни она, ни сопровождающая ее подруга их не предъявляли, – отметили в пресс-службе.

В таких ситуациях по действующим правилам обычно льготный проездной билет изымают, но сотрудникам ИПОПАТ настоятельно рекомендуют не делать это в отношении несовершеннолетних пассажиров и просто просить оплатить наличными.

Несмотря на то что в ситуации на предприятии еще не разобрались, с кондуктором уже провели дополнительный инструктаж о культуре обслуживания и разрешении конфликтных ситуаций с малолетними пассажирами. Такие организовывают каждый раз, когда поступают обоснованные жалобы.

Ежедневно каждый кондуктор сталкивается с десятками справок, заменяющих пенсионные удостоверения, поэтому внешний вид этого документа всем хорошо известен. Работники транспортных предприятий полностью разделяют мнение пассажиров о том, что формат этого документа (справки) крайне не удобен для предъявления в транспорте, но иных вариантов нормативная база, к сожалению, сейчас не предусматривает, – отмечают в пресс-службе и просят родителей самостоятельно разъяснять детям, что делать в подобных ситуациях и следить, чтобы номер документа, к которому купили социальный проездной, был вписан непосредственно в билет.

Кстати, ИПОПАТ не раз обращалось в правительство Удмуртии с предложением ввести в Удмуртии персональный электронный учет льготных категорий пассажиров. Это упростило бы порядок оплаты проезда для почти 100 000 пассажиров, пользующихся социальными билетами.

Источник: Izhlife