У глухих к выпуску из школ не формируется способностей к высшему образованию

С каким настроением алтайские инвалиды с ограничениями по слуху встретили международный праздник.

Если подписать на стикерах все предметы в квартире, утверждают педагоги, глухому ребенку будет куда легче освоить речь. Развить языковые навыки непросто, но именно так можно получить шанс жить в обществе и минимизировать отставание в интеллектуальном развитии. С такими дефектами единицы попадают в высшие учебные заведения и занимают должности, требующие высокой квалификации. Впрочем, даже на рабочие позиции им попасть непросто. О том, с каким настроением алтайские инвалиды с ограничениями по слуху встретили международный праздник и готовятся к 90-летию Всероссийского общества глухих, — в материале «МК». 

Второй жестовый

Говорят, чтобы стать профессионалами, людям с инвалидностью нужно совершить настоящий подвиг. В реготделении Всероссийского общества глухих (ВОГ) гордятся своими героями. Среди них Роберт Фомин, выпускник одной из барнаульских школ и главный режиссер единственного в России и первого в мире профессионального театра глухих актеров — «Театра мимики и жеста», Евгений Сахаров, мастер спорта по шашкам и член сборной команды РФ, актриса Ольга Вологжина. В КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 1» в Барнауле, где дети с нарушением слуха только начинают путь во взрослую жизнь, талантливыми в культуре, искусстве, драматизации называют вообще всех. Среди ребят — победители интеллектуальных и творческих конкурсов, а в числе успешных выпускников — студенты столичных вузов.

«Дети с нарушенным слухом при рождении абсолютно не отличаются от слышащих сверстников. Отставание в развитии начинается в период формирования речи. Ребенок не слышит маму, не повторяет за ней звуки и, как следствие, не говорит. Его родителям необходимо срочно обратиться  к сурдологу для определения степени потери слуха, обеспечить качественное слухопротезирование, начать занятия с сурдопедагогом. Наши учителя-дефектологи оказывают консультативную помощь всем обратившимся, занимаются с детьми, которые еще не посещают школу», — рассказывает Наталья Ермакова, заместитель директора по воспитательной работе.

С 8:30 до 17:00, на уроках, переменах, во внеклассное время здесь звучат детские голоса. Речь у особенных воспитанников здесь развивают в том числе на специальных индивидуальных, групповых, музыкально-ритмических занятиях. В остальном отличий от обычной школы нет.

«Есть один «спорный вопрос»: многие родители поначалу против того, чтобы дети познавали жестовую речь, использовали ее для общения, но потом понимают, что это просто второй язык. Сегодня семья может выбрать для неслышащего ребенка любой образовательный маршрут: общеобразовательную или специализированную школу, условия интерната или школу полного дня, как в нашем учреждении, главное, чтобы условия для развития были самыми лучшими», — считают педагоги.

Тест на пригодность

Не на последнем месте в обучении детей с нарушенным слухом — выработка навыков самостоятельной жизни и профессиональных умений: подавляющему большинству неслышащих детей предстоит заниматься прикладным трудом, признают специалисты. Чтобы продолжить образование в высших учебных заведениях, выпускники, вместо традиционных для коррекционных школ контрольных работ по математике и изложений по русскому, должны выдержать единый государственный экзамен в вузе. В алтайском реготделении ВОГ уверены в отсутствии способностей у большинства инвалидов по слуху к освоению высшего образования. Не последнюю роль в этом играет качество образования.

«У глухих, как правило, на момент выпуска из школ не формируется способностей к высшему образованию. В Кемерове недавно открыли подготовительные курсы для поступления глухих в вузы. Так вот, они не набрали желающих!» — заявляет Виктор Гагаринов, председатель Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Проблема с получением глухими высшего образования еще и в отсутствии выбора вузов внутри региона. В списке высших учебных заведений в РФ, размещенных на официальном сайте ВОГ и готовых принять абитуриентов с дефектами слуха, значатся 52 института и университета (среди них один алтайский). Получить среднее образование дают возможность еще 47 колледжей. На деле, утверждают общественники, цена диплома о квалификации — переезд в Новосибирск, Челябинск, Москву или Санкт-Петербург.

Долю инвалидов по слуху, вовлеченных в систему образования, специалисты не берутся оценивать. А вот показатели трудоустройства, как утверждают в Главтрудсоцзащите, в крае одни из самых высоких в РФ. С 2014 года почти сотня таких соискателей нашли рабочие места уборщиков, сторожей, формовщиков текстильных изделий через центры занятости городов и районов. В базе учреждений, по последним данным, содержится информация о восьмистах вакансиях для инвалидов.

«Проблемы с трудоустройством глухих были всегда, — возражает Тамара Неверова, председатель Барнаульского отделения ВОГ. — Вот сейчас двоих мужчин мы не можем в течение нескольких месяцев устроить на работу. Грузчиками, упаковщиками не берут, дворниками не идут сами, из-за того что зарплата маленькая. Другую женщину так же безуспешно пытались устроить техничкой».

По закону Алтайского края о квотировании рабочих мест для инвалидов на организации с численностью сотрудников свыше ста человек возлагается обязанность исполнять квоту приема инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (2-4%).

«Многие отказываются принимать инвалидов, мы с такой практикой сталкиваемся регулярно. Этот вопрос из раза в раз поднимаем на координационных советах, — отмечает Гагаринов. — Когда работодатели узнают о том, что соискатель глухой, теряют интерес: боятся, что не получится найти контакт».

Программа реабилитации

Некоторым пациентам с потерей слуха может помочь современная медицина — операция по кохлеарной имплантации, финансируемая за счет государства. Ежегодная реабилитация ложится на самих пациентов и, как рассказывают в обществе глухих, обходится недешево.

«Взрослым нет необходимости и нет смысла пытаться исправить дефект, особенно тем, кто прожил так с рождения. Иначе придется заново учиться слышать и говорить», — считает Антонина Цыро, общественный заместитель председателя реготделения ВОГ.

Сами инвалиды по слуху утверждают, что «жизнь с ограниченными возможностями» в условиях городской среды за последние несколько лет стала комфортнее. Мобильные телефоны с вибрацией вместо будильников, фильмы с субтитрами, общение при помощи веб-камер давно стали частью жизни. Некоторые даже любят слушать музыку. Говорят, что слышат ритм. Но от стереотипов в восприятии инвалидов избавиться не удается.

«Глухой человек не воспринимается в обществе, хотя многие противоречия и сглаживаются. Сложно встречают пациентов с сурдопереводчиками в поликлиниках. Те, кто нас знает, принимают вне очереди, и обслуживание прекрасное. Но бывает так далеко не всегда. Вместе с другими, если прием затягивается, глухому приходится ждать по нескольку часов, гарантируя оплату переводчику», — отмечает Неверова.

Больной вопрос для людей с ограничениями по слуху — технические средства реабилитации, выделяемые по индивидуальным программам за счет средств Фонда социального страхования (из этого же источника возмещаются почасовые расходы на услуги по переводу русского жестового языка — 40 часов в год. — «МК».). Телевизоры и телефоны с текстовым выходом, слуховые аппараты, светосигнализаторы не всегда соответствуют требованиям инвалидов. Так и очередная партия телевизоров, которую успели оценить в реготделении общества глухих, подойдет только самым зорким: бегущую строку попросту не видно, рассказывают общественники. 

В июле этого года Алтайский край принимал V Всероссийский молодежный форум Всероссийского общества глухих, на котором проблемы слабослышащих обсуждали в дискуссиях с всероссийским представительством: доступную медицину, возможности общения и организации досуга, профессиональную самореализацию. В Алтайском крае люди с ограничениями по слуху, как оказалось, больше всего надеются на то, что однажды в регионе будет создана не только образовательная, но и спортивная инфраструктура для всех категорий инвалидов. За развитием спорта — будущее сурдлимпийцев.

Источник: МК