Общественная палата просит не закрывать школы для глухих и незрячих

Члены Общественной палаты РФ Диана Гурцкая и Роман Дощинский обратились к председателю Правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой разработать специальные подходы для определения статуса коррекционных заведений и федеральный стандарт для их аккредитации.

По официальным данным Минобразования, из 30 млн детей, проживающих в России, в коррекционной помощи нуждаются более миллиона, пишут «Известия». При этом статистика ЮНЕСКО показывает, что таких детей в нашей стране от 2,5 млн до 3,5 миллиона. Между тем число коррекционных школ в России сокращается, и большая часть детей, нуждающихся в особом подходе, лишена коррекционной помощи, отмечает член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования, учитель русского языка и литературы Роман Дощинский.

Члены ОП РФ считают, что в настоящее время фактически происходит ликвидация системы специализированного коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они объясняют это тем, что в условиях единого стандарта оценки эффективности работы образовательных учреждений подобные заведения не могут пройти государственную аккредитацию.

«В погоне за формальными показателями многие коррекционные учреждения вынуждены менять направление образовательной деятельности и нацеливаться на более «сильную» и «доступную аудиторию». Они меняют организационно-правовой статус путем «слияния», «оптимизации», «переподчинения». Таким образом, фактически отказ в образовании получают самые уязвимые категории детей-инвалидов», — отмечается в обращении к премьер-министру.

Диана Гурцкая отмечает, что всегда поддерживала инклюзивное образование, однако ей кажется несправедливым, что требования к ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями такие же, как для обычных. «Если мы говорим о равных возможностях и хотим, чтобы они сдавали экзамен наравне с обычными детьми, им нужна та или иная спецшкола, которая сможет их должным образом подготовить, — считает член ОП. — А если открывается коррекционный класс, в нем должен быть не один пандус, а обязательно спецпедагог и все техническое оснащение: одно — для слабовидящих и совсем другое — для глухих. Ведь есть категории детей, которые без таких школ просто не могут жить».

Диана Гурцкая выступает против закрытия коррекционных школ и обращает внимание на то, что дети, лишенные возможности посещать подобные заведения, нередко оказываются практически изолированы от общества.

Проблема изменения статуса детских образовательных коррекционных заведений поднималась на встрече Президента РФ с членами Общественной палаты 9 июля 2014 года. ТогдаВладимир Путин заявил, что необходимо продумать, «как обеспечить безопасность учреждений подобного рода и выстроить определенную систему защиты от перевода из одной категории в другую».

По словам первого зампредседателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олега Смолина, вопрос о массовом закрытии коррекционных школ и детских садов специально обсуждался на президентской комиссии по делам инвалидов . «У нас есть реальные шансы поправить закон об образовании. Жаль, что за это время в российском образовании уже наломали немало дров. Также нужно обеспечить, чтобы стандарт позволял учиться и в коррекционных школах, и в инклюзивных — на усмотрение родителей. На самом деле роль коррекционных школ в условиях развития инклюзивного образования никак не исчезает. Напротив, они должны превратиться в ресурсные центры, чтобы помогать учителям инклюзивных школ осваивать методики работы с такими детьми», — уверен депутат Госдумы.

Текущей осенью члены Общественной палаты РФ намерены обсудить стандарты для коррекционных школ на общественных слушаниях.
Источник: АСИ