Первое учебное заведение глухих и слабослышащих детей создано в Луганске в 1930 годуСегодня в восемнадцати классах здесь обучаются 153 ребенка в возрасте от трех до семнадцати лет.

— Педагогический коллектив составляют 70 человек, — рассказывает заместитель директора по учебной части Татьяна Николаевна Овчинникова. – Однако, кроме педагогических работников – учителей и воспитателей, — у нас заняты повара, медики, технический персонал, потому что здесь живут дети, и им нужен соответствующий уход: накормить, обеспечить чистую одежду, домашний уют в жилой зоне, следить за здоровьем.

— Дети живут в интернате постоянно?

— Местные после занятий уходят домой, а из городов и поселков области уезжают на выходные. Мы придерживаемся принципа, что ребенок должен общаться в семье, в обществе. Адаптировать маленького неслышащего человека в социум – это совместный труд педагогов и родителей, иначе должного результата не будет.
Оказывается, только 25 процентов людей с нарушением слуха рождаются с наследственной глухотой, остальные приобретают ее после перенесенных болезней (менингиты, отиты), механических травм.

— Конечно, родители испытывают шок, когда выясняется, что их малыш не слышит, — продолжает Татьяна Николаевна. – Поэтому мы работаем и с родителями: выводим их из стрессового состояния, объясняем, что если они будут только плакать и надеяться на специалистов, ребенок утратит возможность получить как можно больше от процесса обучения.

Актеры,  танцоры,  певцы

В кабинет завуча заходит улыбчивая женщина.

— Художественный руководитель дома культуры Луганского филиала Украинского общества глухих Татьяна Лукаш, — представляет ее Татьяна Николаевна. – Недавно презентовала короткометражный фильм «Цена хлеба»; название красноречивое, согласитесь. В сценах практически все актеры — наши выпускники или ученики школы.

— Ваши дети играют в кино?

— А еще танцуют, поют, занимаются спортом. Мы даем возможность каждому ребенку заниматься, если он хочет. Кстати, третий год принимаем участие в республиканских спортивных соревнованиях среди инвалидов, которые проходят в «Артеке». У наших детей огромное собрание медалей и грамот за спортивные достижения, а Сергей Мазуро – наша гордость, легкоатлет, трехкратный чемпион мира, участник дефлимпийских игр (для глухих спортсменов).

В танцевальном классе просматриваем видеосъемку новогоднего утренника — китайский танец с веерами, веселая песенка-поздравление. Гибкость, точность движений, нежная пластика кистей рук и пальцев, передающих текст.

— Сложно поверить, что артисты не слышат музыку, верно? – спрашивает Татьяна Николаевна. – Наши педагоги учат чувствовать ее красоту, понимать.

Печальные  стереотипы

— Татьяна Николаевна, какие языки изучают школьники?

— В учебной программе долгое время были только русский и украинский. Однако мы решили, что это не совсем правильно, и пошли на эксперимент. Договорились с руководством Восточноукраинского университета имени Владимира Даля, и сейчас десять учеников на базе филологического факультета  довольно успешно овладевают английским.

— А какое будущее у ваших выпускников?

— К сожалению, в большинстве случаев им доступно только профессионально-техническое образование, рабочие специальности. Считаем: несправедливо. Потому что есть действительно способные, талантливые дети. Так, два года назад четыре выпускника поступили в университет, чтобы получить специальность «профессиональное образование и компьютерные технологии». Это стало возможным благодаря тому, что руководство вуза добилось введения ставки сурдопереводчика. В Луганском национальном педагогическом университете имени Тараса Шевченко наши выпускники учатся на факультетах физвоспитания и «Здоровье человека». Однако отсутствие сурдопереводчика в этом вузе вынуждает наших детей выбирать университет имени Даля.

— Такое отношение к организации обучения в вузах слабослышащих людей, скорее всего, связано со стереотипами общества?

— Стереотипы общества напрямую связаны со стереотипами, установленными государством. В нашей стране, и не только в нашей, глухие люди почему-то считаются инвалидами. А вот, к примеру, в Голландии они полноценные граждане. Если в Украине слабослышащие получают социальную помощь от государства, то в Голландии – социальное сопровождение: хочешь стать политиком, ученым – с тобой будут заниматься специалисты.

— Где готовят преподавателей для таких учебных заведений, как ваша школа?

— В Национальном педагогическом университете имени Михаила Драгоманова в Киеве. И это еще одна наша проблема, которая может вскоре возникнуть, — дефицит молодых учителей. В коллективе много пенсионеров: уйдут они завтра – заменить некем. Правда, в Луганском педуниверситете действуют курсы сурдопереводчиков, возможно, это спасет ситуацию. Однако надо понимать, что учитель – профильный специалист, и только знание дактильной азбуки не гарантирует его умения научить ребенка письму, алгебре, физике.
 
Источник: Рабочая газета