Глухой учёный сделает прорыв в авиастроенииКажется, нет ничего проще кольца… Полоска металла, превращённая в круг. Кто бы мог подумать, что на одном таком кружке может держаться целый самолёт и сотня человеческих жизней.

- Я занимаюсь кольцевым производством с 20 лет и знаю о нём практически всё, - говорит доктор технических наук Юрий Процив, полжизни проработавший на Кулебакском металлургическом заводе (сейчас - «Русполимет). - К сожалению, 40 лет спустя мои знания оказались не весомее ветра.

Страсть к кольцам
В советские и первые постсоветские годы действительность сильно фильтровали. Про самолёт, разбившийся в 1994 году под Иркутском, и 10 лет спустя говорили шёпотом. Теперь мы слышим об авиакатастрофах почти каждый месяц. Однако чтобы знать причину аварии, металловедам часто не хватает знания тонкостей.

Сегодня специалистов по обработке жаропрочных никелевых сплавов, детали из которых используются при строительстве гражданских самолётов, в нашей стране единицы. Один из них - Юрий Васильевич Процив.

- Я пришёл на завод в должности лаборанта, - вспоминает Юрий Васильевич. - Уже тогда моим страстно любимым чтивом была не художественная, а специальная литература. Все книги по металловедению и жаропрочным сплавам - российские, переводные, - покупал где только мог. Сейчас по памяти могу сказать, на какой полке моей библиотеки, в какой книге, на какой странице есть нужная информация по вопросам в рамках этих научных дисциплин.

В первые годы на заводе судьба Юрия Васильевича складывалась удачно. Через год работы он стал простым, а затем - старшим инженером. С 1973 по 1979 годы работал ведущим инженером в Национальном институте авиационных технологий (НИАТ), затем - в Научно-исследовательском институте двигателестроения (НИИД), входил в комиссию министерства по освоению, изготовлению листов для колец (Верхняя Салда, Свердловская область). В этой должности, подкрепив предложения удвоением зарплаты и квартирой, его вернули в Кулебаки. Казалось бы, всё шло хорошо.

Экономия… степеней
Совмещая науку и работу на производстве, молодой учёный быстро накопил опыт в узко специальной отрасли - производстве кольцевых заготовок для деталей газотурбинных двигателей. Это касалось в первую очередь снижения объёмов брака при выпуске продукции.

- При производстве колец в большом количестве используются очень дорогие дефицитные жаропрочные металлы - вольфрам, кобальт, ниобий. Их мы закупаем за границей, например, в Бразилии, - объясняет доктор наук. - Сегодня тонна никелевого сплава стоит 3 с лишним миллиона рублей. Когда этот большой «кусок» разрежут, раскуют, раскатают, кольцо выходит на 4 млн рублей.

Конечно, роль специалиста в таком случае - снизить затраты на производство, не потеряв в качестве продукции. В 1985 году по этой теме Юрий Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Мог бы и раньше, но, видимо, этот слишком умный выскочка кому-то пришёлся не по вкусу.

- В сентябре 1982 года, обучаясь в заочной аспирантуре Всероссийского института лёгких сплавов, я сообщил, что готов к защите. И вдруг на работе по партийной линии меня обвиняют в плагиате. Ведь вплоть до 70-х годов никто из специалистов завода дальше кандидатских экзаменов пройти не мог. И мне, видимо, дать не хотели… Но тех, у кого я якобы своровал идеи, так и не нашли…

Летом 1985 года Процива повысили сразу до заместителя главного технолога по новым технологическим процессам. Но сильные переживания из-за кандидатской сказались на его здоровье. В октябре того же года он внезапно оглох.

Общий патент
Диагноз был однозначным: «Потеря слуха на фоне длительного стресса». Для учёного он стал настоящим приговором.

- В 40 лет меня признали инвалидом, - говорит он. - Так началась моя жизнь в мире глухих…

Сейчас, общаясь с этим учёным, с трудом представляешь, что всё, что он слышит, - это тишина.

- Нормальные люди не поймут, как сложно мне было общаться, - отмечает учёный. - Трудно приходилось моим коллегам, в особенности - начальству. Постепенно я остался без друзей. Плохой собеседник никому не нужен…

Проводником в мир звучащий вне работы стала жена, Ольга Петровна. На встречах, в поездках, походах по врачам она его постоянный спутник, «переводчик» и, конечно, самый близкий друг. А Юрий Васильевич, несмотря на болезнь, ещё сильнее увлёкся наукой - и написал докторскую.

- К 1997 году у меня уже была масса публикаций в научных сборниках и журналах, я часто выступал на конференциях, подавал заявки на получение патентов, - рассказывает изобретатель. - Один из членов диссертационной комиссии сказал, что у меня очень хорошая работа. Особенно если учесть, что выполнена она в провинциальных условиях…

Украденная жизнь
Чем выше становилась должность учёного на заводе, тем хуже складывались отношения с окружением. Глухота становилась поводом для раздражения, поводом покрутить у виска.

Шли годы, на предприятии менялось руководство. Процива сделали советником генерального директора - без права встреч с ним. Единственным утешением оставалась, конечно, наука.

- В 1991 году я получил патент на технологию «Сварка + раскатка», которая позволяет улучшить качественные и технические характеристики сплава, - рассказывает Юрий Васильевич. - Позже узнал, что похожее изобретение, с названием «True form», за 6 лет до нас было представлено в Великобритании.

Европейцы купили её сразу и используют вот уже 25 лет. У нас же, на Кулебакском заводе, до сих пор лежит десяток экспериментальных колец и пылятся научные разработки, сетует Процив…

Кстати
В декабре 2010 года 65-летний Юрий Процив уволился «по собственному желанию». Жизнь резко изменилась. Теперь Юрий Васильевич - обычный пенсионер. За изобретения он ничего не получил. И не получит. Конечно, для человека, у которого наука - единственная в жизни страсть, уход с завода стал ударом.

- Мне тяжко дома, я каждый день пишу и очень хочу работать: у меня столько идей! - говорит учёный. - Беспокоит не только собственная судьба, но и наше авиастроение. Для него вопросы кольцевого производства имеют стратегическое значение. Мы рискуем оказаться в самом хвосте прогресса…


Досье
Процив Юрий Васильевич родился в 1945 году в Кулебаках (Нижегородская область). Доктор технических наук, член диссертационного совета Нижегородского государственного технического университета. Член Московской академии естествознания. Специалист по металловедению и обработке жаропрочных никелевых сплавов. Автор более 100 публикаций, 26 запатентованных изобретений. Награждён медалью «Изобретатель СССР». 
 
Источник: АиФ