Мир отметил международный день глухихВ последнее воскресенье сентября традиционно отмечается Международный день глухих (International Deaf Day), учрежденный в 1951 году по инициативе ООН. По статистике, нарушениями слуха в результате травмы, болезни или врожденных пороков страдает каждый девятый житель планеты.

На Земле – примерно 2,5 тыс. языков. Среди них особое место занимает язык взгляда и жестов. Основоположником мимического метода общения считается легендарный аббат Шарль Мишель де Л’Эпе, который в 1760 году основал Парижский институт глухих. Всемирная федерация глухих в 1950-е годы разработала Жестуно — систему жестов, что-то вроде невербального эсперанто. Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, 3-е издание 1975-го года включало уже 1,5 тыс. жестов.

Однако с использованием Жестуно возникли те же проблемы, что и с эсперанто. Гораздо более эффективной оказалась неформальная система жестов, которая появилась и развивалась естественным путем. Ведь жестовое общение между людьми зародилось задолго до возникновения устной речи. Многие жесты и сегодня понятны в любом уголке земного шара.

Первая пальцевая азбука (специалисты называют ее дактильной) была разработана в XVI веке. Каждой букве этой азбуки соответствует определенный символ, изображаемый пальцами одной руки. После того, как она была усовершенствована Шарлем де Л’Эпе Лепи, даже глухонемые получили возможность общаться со скоростью до 130 слов в минуту.

Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что она позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Глухие люди мыслят не словами, а образами. Поэтому, какой-нибудь многословный пассаж на языке жестов может быть передан с помощью одного-единственного жеста.

Также как и естественные языки, жестовые азбуки имеют национальные виды — английский, французский, русский и другие. Всего в мире насчитывается более 40 жестовых языков, у многих из них своя специфика. Так, несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), их жестовые языки абсолютно разные. Да и в самой Германии насчитывается несколько диалектов языка жестов.

Национальные языки глухих признаны на государственном уровне более чем в 30 странах мира. В Финляндии, где проживает более 8 тыс. неслышащих граждан, жестовый способ общения входит в обязательную программу при получении высшего образования. Все программы финского телевидения транслируются с субтитрами открытого типа. Британский жестовый язык является обязательным предметом во всех учебных заведениях. Круглосуточное вещание 22 телеканалов к радости 70 тыс. глухих британцев идет со скрытыми субтитрами. В США язык жестов – третий по популярности после английского и испанского, и как учебный предмет включен в программы большинства школ. Планируется также создание города для глухих людей.

В мире глухих есть свои «Игры патриотов», «Танцы со звездами», конкурсы красоты и даже Дефлимпийские игры (от англ. deaf – глухой). В Тотти, единственном в Финляндии театре, ставящем спектакли на языке жестов, была представлена первая в мире опера для глухонемых. Для этого уникального действа было избрано произведение финских авторов «Охота короля Карла».

Неслышащие люди не только играют в спектаклях и танцуют, но даже поют. Под оригинальную фонограмму «исполнитель» пересказывает песню на языке жестов, а жюри оценивает выразительность, четкость артикуляции и артистичность. Правда, для участия в песенном конкурсе все-таки надо немного слышать (в европейских странах цифровые технологии позволяют глухому или слабослышащему человеку воспринимать звуки достаточно хорошо), а вот танцы доступны почти всем. Хореограф показывает на пальцах «раз, два, три…», а танцующие запоминают, на какой счет какая фигура.

Не имея возможности слышать, многие глухие люди, тем не менее, смогли стать выдающимися личностями. В частности, автор «Собора Парижской Богоматери» Виктор Гюго, философ и писатель Жан Жак Руссо, итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Клод-Андре Десен, чешский писатель Карел Чапек, «отец космонавтики» Константин Циолковский. Поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. Став автором крылатой фразы «С плохим слухом во дворце делать нечего», он ушел в монастырь. Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен уже после потери слуха создал знаменитую Девятую симфонию.

Роберт Давила — первый глухой в правительстве США. Он был в 1989 году назначен Джорджем Бушем-старшим на пост помощника министра образования по специальному обучению инвалидов. Экс-президент США Билл Клинтон страдает тугоухостью (на одно ухо) и использует миниатюрный слуховой аппарат с цифровым устройством типа «пробка», что не мешает ему неплохо играть на саксофоне. Достоин восхищения и австралиец Джон Стенберн, который, несмотря на полную глухоту, стал пилотом.

По официальной статистике, в России 13 млн. глухих и слабослышащих людей, а один ребенок из тысячи рождается с патологией слуха. Пожалуй, нельзя сказать, что все они лишены внимания общества. Проводятся бесплатные операции по кохлеарной имплантации (способ лечения глухоты), некоторые телевизионные передачи идут с субтитрами. Стараниями Всероссийского общества глухих на Филевской и Люблинской ветках метро и в троллейбусах появились электронные табло с обозначением станций. Некоторые московские вокзалы оборудованы средствами визуализации. Скоро в столице появится ресторан для глухих, где готовить и обслуживать клиентов будут глухие шеф-повар и официанты.

В России даже учрежден профессиональный праздник — День сурдопереводчика, отмечаемый ежегодно 31 октября. Такие специалисты для многих людей с ограниченным слухом – единственный шанс быть понятыми миром. Однако в России всего 900 сурдопереводчиков. На каждого из них приходится 100 тыс. глухих и 200 тыс. слабослышащих людей. И всего один учебный центр в Павловске, под Петербургом, готовит таких переводчиков.

Из-за недостатка специализированных детских садов и школ многие глухие россияне не владеют языком жестов. На всю Россию для людей с ограниченными возможностями только пять высших учебных заведений, причем четыре из них - в Москве. Всего 10% глухих россиян трудоустроено. Им категорически запрещено быть столярами и токарями, хотя на некоторых мебельных фабриках Европы работают исключительно глухие люди.

Глухим в нашей стране присваивают третью группу инвалидности, назначают грошовую пенсию и берут только на низкооплачиваемую работу. Особенно тяжело стало им после «монетизации льгот», когда пенсии стали назначать в зависимости от степени потери трудоспособности. Во Всероссийском обществе глухих настаивают, что для людей с нарушением слуха должна быть установлена, как минимум, вторая группа инвалидности. А решить многие другие проблемы помогло бы принятие федерального закона о придании официального статуса жестовому языку.
 

Источник: Балтинфо