Слабослышащую пловчиху не пускают на сурдлимпийские соревнования

История о том, как рекордсменка России по плаванию Ольга Ключникова пытается доказать, что она слабослышащая и выступать, а ей не разрешают.

Бои без правил в тесном лифте
Последние три месяца в российском спорте разворачивается сюжет, который лишь случайно стал известен корреспонденту «Чемпионата» – вообще-то таких сюжетов пруд пруди, но они крайне редко становятся достоянием общественности, не тот масштаб. Известная пловчиха, чемпионка и рекордсменка России Ольга Ключникова решила использовать свой врожденный недуг (она слабослышащая), чтобы попробовать свои силы в сурдлимпийских соревнованиях. Но ей не поверили. Официальные лица диагноз поставили под сомнение, а потом и вовсе не подтвердили. Ключникова пытается добиться правды, пишет обращения к депутату Госдумы, но почти смирилась с тем, что этот сезон пройдёт без неё.

Если вы подумали, что дальше пойдёт обличение бездушных чиновников, то нет. Хотя бы потому что есть показания официальных аудиограмм (тестирование слуха), которые вроде бы говорят о том, что для допуска к соревнованиям глухих спортсменов Ключниковой не хватает чуть-чуть. С этими показаниями, впрочем, спорят другие показания, но дело даже не в этом. Диагноз Ольги Ключниковой стал диагнозом, извините за пафос, всего российского спорта. Здесь не слышат и не хотят слышать друг друга, мало кто кому верит и каждый пытается самостоятельно выгрызть свой кусок бюджетного пирога.

Это всё происходит не потому, что в спорт попадают непременно злые и жестокие люди, а потому что других вариантов пробиться в жизни не так и много. Спорт остаётся одним из немногих работающих социальных лифтов, а потому в кабинках всегда столпотворение и бои без правил. Особенно среди тех, которых с недавних пор тактично стали называть «с ограниченными возможностями». Им-то ещё сложнее.

«Тренер не допустила меня к старту»
Собственно, историю Ольги Ключниковой вы уже знаете – «Чемпионат» о ней прошлой осенью рассказывал в связи с допинг-скандалом. Слабослышащая спортсменка принимала препарат, снимающий воспаление слухового нерва, но забыла предупредить об этом антидопинговые службы. После этой публикации мы с её героиней едва не поссорились – Ключникова, как выяснилось, не сильно хотела, чтобы её диагноз был сообщен публично. Я же пытался убедить её в том, что стесняться нечего, приводил примеры знаменитых пловцов со схожими проблемами – в конечном счёте мы друг друга поняли.

В том же тексте, если посмотрите, тренер Галина Долгова, ещё ничего не подозревая, рассказывала, что её спортсменка и думать не хочет про сурдлимпийские соревнования, да и вообще – непонятно, что для этого надо делать, какие комиссии проходить. С другой стороны, возраст для плавания подбирается к критическому (1 сентября исполнится 26), надо что-то решать.

В письме с просьбой о помощи в адрес депутата Госдумы, бронзового призёра Олимпиады-2004 по дзюдо Дмитрия Носова спортсменка так объяснила своё решение попробовать силы среди слабослышащих: «Общероссийская спортивная федерации спорта глухих выбрала ДВС «Сура», где базируется наша школа в Пензе, для проведения с 5 по 12 апреля чемпионата России по плаванию, по итогам которого должна была сформироваться национальная команда на чемпионат мира в Техасе 17-22 августа. Представитель команды нашей области подал и мои документы. Главным основанием для участия спортсмена в подобных соревнованиях является наличие справки медико-социальной экспертизы, подтверждающая инвалидность по слуху, которая также была представлена в мандатную комиссию. Но, к моему большому сожалению, старший тренер сборной России по плаванию Мария Буйнякова не допустила меня старту, оспорив тем самым решение комиссии по допуску участников. Моя аудиограмма, подтверждающая потерю слуха не менее 55 дБ на лучшее ухо, к сожалению, не была старшим тренером принята к сведению».

Полмиллиарда рублей на призовые
Мария Михайловна Буйнякова, между прочим, не просто какой-то там тренер, а лучший тренер страны в номинации «Преодоление»-2013 по версии Министерства спорта РФ. Она – личный тренер девяти сурдлимпийских чемпионов, воспитала спортсменов, принесших России более полусотни медалей Сурдлимпийских игр начиная с 2001 года. К сожалению, узнать, что она думает по поводу ситуации с Ключниковой, оказалось невозможным – тренер в течение месяца так и не ответила ни на письма корреспондента «Чемпионата», ни на смс.

«Понимаю, что со своей инвалидностью и своим уровнем подготовки я упала как снег на голову, – пишет Ключникова в том же письме депутату Носову. – Поэтому я готова была плыть не на своих коронных дистанциях (1500 м вольным стилем или 400 м комплексом), чтобы не «выбивать» действующих чемпионов и призёров спорта глухих, а «закрыть» именно те дистанции, на которых вообще в этом виде спорта спортсменов нет, и плыть некому. Но меня всё равно до соревнований старший тренер не допустила. Мне непонятна её позиция».

Чтобы сразу закрыть тему материальной заинтересованности в спорте глухих, оглашу цифры. За победы на Сурдлимпийских играх спортсмены получают от правительства РФ ровно столько же, сколько и на Олимпиадах (равно как и Паралимпиадах): 4 млн рублей за золото, 2,5 млн за серебро и 1,7 млн за бронзу. Размер тренерского вознаграждения отдельно устанавливается Минспорта, и он также равен тому, что получают олимпийские и паралимпийские специалисты. Для понимания: на последней летней Сурдлимпиаде в Софии в 2013 году преимущество российской команды было подавляющим: 177 медалей, из них 67 золотых (сборная Украины стала второй: 88 медалей, 21 победа). Иными словами, на вознаграждения сурдлимпийцам государство потратило 490 млн рублей.

В промежуточные годы целью становится попадание в число стипендиатов президента РФ (ежемесячная выплата в течение года – 32 тыс. рублей). Для этого, например, на предстоящем в августе чемпионате мира по плаванию в Техасе надо попасть в тройку призёров. Тренер также будет получать президентскую стипендию, если его ученик выиграл медаль чемпионата мира.

Насколько всем этим раскладам мешала или не мешала Ольга Ключникова, сказать сложно – тренер, повторимся, предпочла ситуацию не комментировать. Её право.

Пишите письма
Дмитрий Носов после получения письма от Ключниковой, в котором она просила о помощи, отправил депутатский запрос. Это было 2 июня, то есть больше месяца назад. Ответ пришёл только вчера, 6 июля. Он был подписан Александром Романцовым, президентом Сурдлимпийского комитета России. Ниже вы его можете увидеть полностью.

Отметим главное: утверждается, что первоначально представленные документы Ключниковой «не позволили чётко классифицировать степень потери слуха»; а независимая экспертиза показала, что уровень потери слуха спортсменки «не соответствует требованиям». При этом в последнем абзаце почему-то лишний раз подчёркивается, что включение пловчихи в сборную на чемпионате мира невозможно из-за её неучастия в чемпионате страны – хотя, казалось бы, сам факт «недостаточной» глухоты исключает любую возможность выступления.

Сама спортсменка и её тренер Галина Долгова утверждают прямо противоположное: независимая экспертиза – обследование в Федеральном научно-клиническом центре оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства диагноз подтвердила. «Я не знаю, как объяснить такой ответ. В голову приходят разные мысли. После проведения экспертизы нас даже не пустили в кабинет, пока тренер о чём-то переговаривалась с медицинскими представителями. В итоге сказали, что сможем выступать с ноября, если аудиограмма позволит. Хотя почему только с ноября – толком ничего не объяснили. В общем, мы видим, что правды не найти, поэтому решили с Олей успокоиться. Будем готовиться к осени», — говорит Долгова.

Кому верить и верить ли кому-то в этой истории вообще – печаль не в этом. Печаль в том, что на месте Ольги Ключниковой и тренера Марии Буйняковой в российском спорте может оказаться каждый. И правым не обязательно оказывается тот, кто прав. А тот, у кого просто больше возможностей. Остальные пишут письма.


Источник: Чемпионат