Валерий Рухледев рассказал «МИР 24» о Сурдлимпиаде

В 1924 году в мире появилась обособленная система спорта глухих под руководством Международного комитета спорта глухих (CISS). В этом же году неслышащему французу Э. Рубенсу-Альке удалось собрать на парижском стадионе «Персен» 133 спортсменов из Бельгии, Великобритании, Венгрии, Голландии, Италии, Польши, Румынии, Франции, Чехословакии. Они состязались по легкой атлетике, плаванию, футболу, велогонкам и стрельбе. Эти соревнования вошли в историю как первые Всемирные игры глухих.

Эти игры были аналогом Олимпийских игр. В 1951 году Международный комитет спорта глухих получил признание Международного Олимпийского комитета. Советские спортсмены впервые приняли участие в Играх лишь в 1957 году – тогда же СССР вступил в ряды Международного спортивного комитета глухих. Кстати, первые Паралимпийские игры были организованы только спустя три года – в 1960 году – в Риме.

Валерий Рухледев – президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ), в июле 2013 года был избран президентом Международного комитета спорта глухих (МКСГ). Валерий Рухледев стал чемпионом СССР по дзюдо среди слышащих, несмотря на диагноз «тотальная глухота 4-й степени». Сейчас уловить хотя бы какие-то звуки ему помогает слуховой аппарат.

– Валерий Никитич, многие люди никогда не слышали о существовании специальных Международных игр для глухих. Почему они не освещаются так же, как и Олимпийские? И почему их не проводят вместе в Паралимпийскими или Олимпийскими?

– Первые Всемирные игры глухих прошли в 1924 году. И только в 2001-м они получили название Сурдлимпийские или Дефлимпийские. В 1985 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч попросил международный комитет спорта глухих (МКСГ) объединиться с Международным Паралимпийским комитетом (МПК), чтобы выстроить таким образом организационную структуру спорта инвалидов под эгидой МОК. Самаранч тогда заявил МКСГ, что глухим будет предоставлена автономия с тем, чтобы они могли далее проводить свои Игры. МКСГ принял предложение, и в 1986 году был принят в члены Международного Координационного комитета, который в 1989 году был переименован в Международный Паралимпийский комитет. А МКСГ стал членом-основателем МПК.

МКСГ провел переговоры с МПК по вопросам сохранения своей автономности, продолжения проведения отдельных Игр глухих и получения части любого дохода от спорта инвалидов. Эти предложения не встретили всеобщего одобрения со стороны других спортивных организаций инвалидов. Несмотря на это, МПК был сформирован и МКГС занял свое место в Исполкоме.

– Но, насколько мне известно, в 90-е годы ситуация ухудшилась. Что тогда изменилось?

– Да, действительно, ситуация усугубилась. Ряд национальных Олимпийских комитетов не занял четкую позицию по вопросу Игр глухих. Некоторым спортивным федерациям глухих даже отказывали в разрешении на участие в Играх глухих – им было сказано: принимать участие в Паралимпийских играх. И это несмотря на то, что там вообще не было заявлено соревнований для глухих спортсменов.

МКСГ обратился в МПК с просьбой разрешить этот конфликт, но МПК не помог. Кроме того, МПК не делился с МКСГ финансированием со стороны МОК, несмотря на соглашение. Тогда члены МКСГ пришли к выводу, что пора окончательно определиться: или отказаться от членства в МПК, или отказаться от Сурдлимпийских игр и принимать участие в Паралимпийских играх. На Конгрессе МКСГ 1993 года в Софии делегаты поставили задачу перед Исполкомом – проанализировать возможные последствия этих двух решений и дать ответ на Конгрессе 1995 года.

В последующий период МКСГ постоянно ставил вопрос перед МПК: что подразумевает под собой участие глухих спортсменов в Паралимпийских играх – в отношении числа спортсменов, видов спорта, предоставления переводчиков и контроля соревнований. МПК так и не дал официального ответа. Очевидно, что это было явным знаком их сопротивления. МПК знал о высокой стоимости переводческих услуг, широком перечне видов спорта глухих и понимал, что на все это уйдет большая часть бюджета, чего он не желал.

– А если бы не вопрос финансирования, глухие спортсмены могли бы соревноваться под эгидой Паралимпиады?

– Наши спортсмены все равно не могли бы состязаться под эгидой Паралимпиады, поскольку у нас достаточно широкий перечень видов спорта – глухие бы выбивались из общего ряда. А на сокращение видов спорта мы не пошли бы. Можем согласиться разве что на то, чтобы проводить Сурдлимпийские игры в тот же год, что и Олимпийские – вслед за Паралимпийскими играми.

Но МОК не увеличил финансирование – вместо этого в какой-то момент олимпийский комитет сообщил МКСГ, что при желании наши члены могут покинуть эту международный паралимпийский комитет. При этом МОК заявил, что и дальше будет продолжать признавать МКСГ и игры глухих. На Конгрессе 1995 года в Хельсинки делегаты МКСГ единогласно проголосовали за выход из МПК. В 2001 году на конгрессе в Риме Всемирные Игры глухих были переименованы в Дэфлимпийские или Сурдлимпийские.

Тогда же – в октябре 2001 года – в России на конференции с участием президента Олимпийского комитета России Л.В. Тягачева и руководителей Госкомспорта России был создан Сурдлимпийский комитет России (СКР). Учредителями СКР стали общественные организации глухих – Российский спортивный Союз глухих, Российский футбольный союз глухих и Фонд «Поддержка президентских программ по делам инвалидов».

Изучив историю, мы поняли главное – мы упустили полное признание международного олимпийского комитета. МОК так и не подписал соглашение с МКСГ. Поэтому сегодня мы хотим добиться того, чтобы у нас в статусе были права на уровне Международного Паралимпийского комитета. Тогда МОК найдет возможность оказывать внимание не только Международному Паралимпийскому течению, но и Международному комитету спорта глухих. Тогда и СМИ заинтересуются нами, и многие узнают, что же такое Сурдлимпийские игры. Недавно мы подготовили проект соглашения между МОК и МКГС и направили его президенту МОК Томасу Баху. Поскольку Бах – тоже вновь избранный президент, мы надеемся, что он пойдет нам навстречу в данном вопросе.

– В каких видах спорта участвуют глухие спортсмены?

– Сегодня мы культивируем 25 летних и зимних сурдлимпийских видов спорта. Это легкая атлетика, волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, борьба вольная, борьба греко-римская, гандбол, дзюдо, карате, тхэквондо, спортивное ориентирование, футбол, горнолыжный спорт, лыжные гонки, сноуборд, хоккей, керлинг, велоспорт, маунтинбайк, плавание, настольный теннис, бадминтон, теннис, пулевая стрельба и боулинг, а также 4 вида спорта не входящие в программу сурдлимпийских игр - футзал, шахматы, шашки, армрестлинг.

Во всех этих дисциплинах мы проводим до 140 спортивных мероприятий – это чемпионаты, первенства и Кубки России, учебно-тренировочные сборы и участие в официальных международных соревнованиях, Спартакиады по летним и зимним видам спорта и фестивали спорта среди юношей и девушек.

– Оказывает ли вам сегодня государство финансовую поддержку?

– Всероссийское общество глухих (ВОГ) – общественная негосударственная организация, а весь бюджет находится в государственных структурах. Мы стараемся добиться того, чтобы государство поддерживало нас финансово – только тогда мы сможем развиваться. Во времена Советского Союза специализированные предприятия нашего Общества имели большую прибыль, которой хватало не только на проведение культурных и спортивных мероприятий, но и строительство Домов культуры, новых зданий предприятий, жилых домов, а также школ для глухих и слабослышащих.

Но времена изменились, и сегодня уже этого нет. Наша организация не может получить прямой госзаказ в условиях рыночной экономики. На развитие предприятий и покупку нового оборудования денег нет средств. Правда, ежегодно государство выделяет из Федерального бюджета субсидии на поддержку Всероссийских общественных организаций инвалидов, к которым относится и ВОГ. А что касается спорта, то мы получаем существенную государственную поддержку – нам выделяют средства на проведение соревнований, о которых мы уже говорили, на учебно-тренировочные сборы, экипировку; чемпионам и призерам Сурдлимпийских игр премии выплачиваются на уровне чемпионов и призеров олимпийских игр.

– С какими еще проблемами вы сталкиваетесь, помимо финансовых?

– Одна из главных проблем глухих – это коммуникация, причем во всех сферах жизни. У нас огромный дефицит переводчиков жестового языка и спортивных тренеров, владеющих жестовым языком. Я считаю, что статус переводчиков нужно поднять на уровень переводчиков иностранных языков. Тогда эта работа станет престижной и высокооплачиваемой.

– В каком виде спорта преуспевают глухие спортсмены – в командном или в индивидуальном?

– Хочу заметить, что у нас есть такие виды спорта, как боулинг и спортивное ориентирование, чего нет в Олимпийской программе. А наши спортсмены преуспевают, конечно же, в индивидуальных видах спорта, таких как плавание, легкая атлетика, борьба. В команде они тоже хорошо себя проявляют, но им там сложнее, поскольку они не слышат друг друга и не могут переговариваться во время соревнований, как это делают слышащие спортсмены. Но, несмотря на это, глухие спортсмены участвуют в командных видах спорта и на чемпионатах Европы, и на чемпионатах мира, и на Сурдлимпийских играх.

Например, на Летних играх в Болгарии, которые проходили в 2013 году, наша сборная выступила очень достойно. Мы тогда завоевали 177 медалей, побив рекорд американцев, поставленный в 1995 году в Вашингтоне.

– Так, а почему все-таки Сурдлимпийские игры сегодня проводят на год позже?

– Первые Всемирные игры глухих прошли в 1924 году и с тех пор проводились раз в четыре года. На Всемирном конгрессе Международного комитета спорта глухих в 1995 году мы упустили момент, когда нужно было заявить о необходимости проводить Сурдлимпийские Игры одновременно с Олимпийскими и Паралимпийскими. Но мы решим этот вопрос. На мойвзгляд, это будет справедливо – проводить в один год Олимпийские, Паралимпийские и Сурдлимпийские игры.

Добавлю, что ближайшие зимние Сурдлимпийские Игры пройдут в 2015 году в Ханты-Мансийске. Все страны мира уже получили от нас информацию о предстоящих играх и готовятся к ним. Я уверен, что эти игры пройдут на таком же высоком уровне, как и Олимпийские. Ведь мы неоднократно подавали заявку на право проведения зимних игр на территории России, и только в этот раз нам дали такую возможность. В 2015 году мы покажем все, на что мы способны. Я считаю, что проведение Сурдлимпийских Игр на территории России – это огромный толчок для развития спорта глухих у нас в стране.

Отмечу также, что сейчас у нас на повестке дня стоит вопрос развития детского спорта. На прошедшем Конгрессе МОК мы провели переговоры относительно проведения первых Олимпийских игр среди глухих детей.

Источник: МТРК Мир