Чтобы открыть свое дело, глухие предприниматели совершили почти невозможноеСалон-парикмахерская NADIN. Звякает стеклянная дверь. Посетителя располагающей улыбкой приветствует симпатичная девочка лет одиннадцати: «Что бы вы хотели? Маникюр? Стрижку?»

Казалось бы, ничего особенного — обычная парикмахерская, которых в столице тысячи. Если не считать, конечно, что девчушка задает вопрос голосом и синхронно на жестовом языке глухих, а на стойке администратора — табличка «Здесь работают люди с нарушением слуха».

Владельцы салона — молодые предприниматели супруги Кирилл Васильев и Надежда Шарапова — тоже не слышат. Приветливая девочка на входе — их слышащая дочь Дария, которая помогает своим родителям на время летних школьных каникул.

…Двадцать лет назад тринадцатилетняя Наденька впервые переступила порог кружка парикмахеров в школе № 22 для слабослышащих. Но очень скоро стало понятно, что парикмахерское дело — это призвание. Это навсегда. После окончания школы Шарапова поступила на курсы, где получила диплом мастера-стилиста.

Начались поиски работы. Но глухого мастера в салоны брать не хотели: «Она же не слышит, как будет общаться с клиентом?» — в один голос утверждали владельцы и администраторы парикмахерских.

Устроиться на работу удалось только по знакомству, да и то — при распределении клиенты предпочитали выбирать слышащих мастеров, а если Шараповой и «везло» — то на низкооплачиваемую и сложную стрижку.

Так было почти во всех парикмахерских, куда пыталась устроиться девушка. И она, устав от скрытой дискриминации по слуху, стала работать на дому. Слава о прилежном и аккуратном мастере быстро распространялась среди знакомых и друзей…

Но хотелось чего-то большего и серьезного. Мечта быть независимой, работать на равных со всеми, чтобы уважали, — так родилась идея открытия своего собственного салона красоты.

Муж Надежды, Кирилл Васильев, идею поддержал. В 2009 году на свои сбережения молодые взяли в коммерческую аренду помещение, сделали ремонт, начали работу. Но проработали только полгода, так как возникли проблемы с арендодателем, их надо было решать, и пришлось затею на время отложить.

Глухим, как и другим инвалидам, сложнее найти работу, а если повезет, то дискриминация — частый спутник. Шарапова считает, что, помогая инвалидам по слуху в открытии своего дела, город выигрывает: неслышащий человек работает сам и создает рабочие места, как правило, таким же, как он сам.

Узнав о возможности получить беспроцентный заем от фонда региональных социальных программ «Наше будущее», Надежда и Кирилл подали заявку на грант по созданию социальной парикмахерской. И выиграли!

В 2011 году молодым супругам, как социальным предпринимателям, выделили ссуду в миллион рублей. На два года.

Хлопот с организацией своего бизнеса не меньше, чем с младенцем, и Кирилл Васильев был вынужден уйти со своей работы инженера-конструктора пищевых аппаратов.

Поиски нового помещения для аренды, на этот раз напрямую у города, закупка оборудования и косметики, ремонт, набор персонала — все это заняло немало времени. Тем радостнее была победа: в конце мая этого года салон красоты NADIN открылся.

Открытие необычного салона красоты вызвало ажиотаж в СМИ: про салон писали и снимали все кому не лень. Но лихорадка сенсации быстро схлынула, наступили будни… «Парикмахерская доступна для посещения каждый день. В день бывает по пять-шесть клиентов, обычно слышащих. Самые «топовые» дни — со среды по воскресенье, а в понедельник и вторник — небольшое затишье», — рассказывает Надежда Шарапова.

Люди приходят, интересуются ценами и, узнав, что их будет обслуживать глухой мастер, обычно удивляются, но от услуг не отказываются. Да важно ли, кто колдует над вашей прической? Если посетитель уходит довольный и обещает еще раз прийти, да не один, а со знакомыми, — разве это не высшая оценка мастеру? Тем более и ценовая политика нового салона достаточно дружелюбна: стоимость стрижки чуть выше, чем в парикмахерских экономкласса, а прическу делают на уровне салонов бизнескласса. А для пенсионеров и инвалидов — существенные скидки.

В NADIN, кроме владельцев, работают три человека: массажист, парикмахер-универсал и мастер по маникюру-педикюру.

Также проходит бесплатную стажировку возможный будущий кадр: одна глухая студентка, которая учится на парикмахера на первом курсе в колледже.

Людей не хватает, и чтобы сотрудники могли отдыхать, Надежда Шарапова, помимо управления салоном, подменяет своих коллег. Слово «подчиненные» в салоне запрещено! А Кирилл Васильев занимается различными бумажными делами: бегает по инстанциям, решает различные вопросы…

«Нам сложнее, чем другим предпринимателям. Сложно рекламировать себя в СМИ. Из-за недостатка слуха непросто общаться с чиновниками. И поэтому этим занимается в основном мой муж Кирилл. Он слышит немного лучше меня», — говорит Надежда Шарапова.

Салон планировалось открыть еще в феврале, но помешали различные бюрократические проволочки, а то и активное чиновничье «приходите завтра».

«Да и вообще в различных бумагах утонуть можно! Душат малый бизнес. Ну ничего, сложный подъем — легкий спуск», — улыбается Кирилл Васильев.

В настоящее время салон NADIN потихонечку выходит на уровень рентабельности. Об окупаемости говорить еще рано: на это нужны еще год-два.

Несмотря на то что в парикмахерской работают только инвалиды по слуху и сами создатели салона — инвалиды, у предприятия нет никаких льгот и скидок, а статус социального предпринимателя абсолютно ничего не дает: всюду и везде глухих владельцев салона воспринимают как обычного индивидуального предпринимателя.

Салон-парикмахерская NADIN предоставляет инвалидам рабочие места, что в столице, скажем прямо, редкость. Предприятие только-только встает на ноги и пока не может обеспечить высокий уровень доходов. Из-за этого глухие неохотно трудоустраиваются: их отпугивают невысокие зарплаты. Увы, сегодня инвалидам гораздо спокойнее вообще не работать и получать пенсию.

У салона NADIN различных проблем много. Но Надежда и Кирилл не жалуются, что им, социальным предпринимателям, практически не оказывается поддержка; у них не опускаются руки из-за трудностей. Они просто рады тому, что могут работать на себя и зарабатывать наравне со всеми.

Планов у молодых бизнесменов много: расширение салона, увеличение числа стажеров, открытие косметического кабинета. А еще есть задумка начать новый бизнес — автомойку, которую хотелось бы в будущем расширить до автосервиса.

Открыть свое дело и обычным людям непросто, не говоря уже о тех, кто с ограниченными возможностями. И поэтому — не будем бояться высокопарных слов — этот самый настоящий подвиг неслышащих предпринимателей вызывает восхищение, удивление и интерес, и в NADIN приезжают со всех концов Москвы не только глухие люди.

И не только чтобы удовлетворить свое любопытство, но и поддержать…