Хороша ли работа для глухих?На стойке возле одной из касс гипермаркета красовалось объявление: «Уважаемые покупатели! Вас обслуживает глухонемой кассир. Пожалуйста, будьте внимательны и ни о чем ее не спрашивайте. Администрация». Миловидная девушка в форменной одежде быстро и четко с помощью электронного сканера считывала штрихкоды товаров, выводила на экран сумму покупки, брала деньги, выдавала чеки и сдачу.

На потенциале былых времен
«МОЛОДЦЫ, — подумал я об администрации магазина. — Проявляют конкретную заботу об инвалидах». А как в целом в Запорожье и области заботятся об этой специфической категории людей в наше нелегкое время?

— В областной организации Украинского общества глухих (УТОГ) числится около двух тысяч человек, — рассказывает с помощью сурдопереводчика председатель, инвалид третьей группы по слуху Светлана Ивановна Антоник. – В общество принимаются дети с 14 лет по медицинским заключениям. Есть еще определенное количество глухих и слабослышащих, которых состоятельные родители сами обучают и определяют в жизни.

Неплохо организовано в регионе школьное обучение таких детей. Сказывается большой потенциал, заложенный в советское время. А Запорожская область была лидером в этом направлении. Рассказывают, что еще до войны один из первых директоров завода сельхозмашин «Коммунар» (ныне автомобилестроительный завод АвтоЗАЗ), у которого была глухая дочь, построил школу для глухонемых. Позже школа превратилась в спецучилище. И сегодня в Запорожье действует реабилитационный центр «Джерело», где обучаются 67 ребят. В селе Каменском Васильевского района много лет успешно работает школа-интернат на 175 детей с проблемами слуха. В этих учебных заведениях детей опекают медработники, обеспечивают их слуховыми аппаратами. Спонсоры помогают приобретать мобильные телефоны для общения с помощью SМS.

Маши метлой – или с глаз долой
ГОРАЗДО хуже обстоят дела с трудоустройством выпускников этих школ. В Запорожье базовыми в свое время были предприятия «Мотор Сич», АвтоЗАЗ, «Искра», трансформаторный завод. На каждом были свои сурдопереводчики, которые работали с молодыми токарями, слесарями, сборщиками продукции. Немало инвалидов трудилось на главных металлургических заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь». Кроме того, десяткам юношей и девушек после школы или училища помогали устроиться на работу в часовые, швейные, обувные мастерские, парикмахерские.

А что имеем сегодня? На автозаводе число трудоустроенных глухих сократилось с 200 до 40 человек. Такая же картина и на других базовых предприятиях. Руководители объясняют это кризисом. Доля правды в этом есть, но истинная причина в ином – со стороны властей, как центральных, так и местных, практически исчез строгий спрос за обязательное трудоустройство четырех процентов инвалидов от общего количества работающих. Формально это требование существует, однако на деле не соблюдается.

Для отвода глаз на некоторых предприятиях оформляют инвалидов на треть ставки, выплачивают им по 200 гривен, но не больше. Даже такие гиганты, как «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», дают глухонемым только места подсобных рабочих – лишь бы отчитаться за «четыре процента». В городах и районах области ситуация еще хуже.

Молодых людей неквалифицированный труд и такая «забота» о них вынуждает выезжать на заработки в Россию, продавать периодику в поездах или просто влачить жалкое существование на свою инвалидскую пенсию.

Главным и родным предприятием для многих выпускников школ и ПТУ, страдающих глухотой, когда-то было специализированное предприятие «Неон». Здесь в советские времена работало более 700 инвалидов. Выпускали несколько моделей бытовых трансформаторов, ходунки и инвалидные коляски (совместно с заводом «Искра»). В Космическом микрорайоне областного центра рядом с производством построили для них общежитие, 14-этажный жилой дом. Сегодня здесь трудятся всего 179 инвалидов, из которых 146 глухих.

Жили, как в раю
—МЫ ТОЛЬКО сейчас поняли, что раньше жили, как в раю, — с горечью говорит Светлана Ивановна Антоник. – У нас еще в 1991 году штат в областной организации был 700 единиц. А сейчас он на треть сокращен, зарплату задерживают, в здании дома культуры и офисах тепло отключено. Сурдопереводчиками с зарплатой в тысячу гривен с маленьким хвостиком никто идти к нам не хочет. Остались еще те, кому 70 и более лет.

В этом году министерство перечислило работникам зарплату только в январе, и то лишь половину. За февраль и март – ни копейки. Все свои замечания и предложения работники областной организации УТОГ направили для включения в президентскую программу «Навстречу людям». Ответа пока нет. Видать, глухотой страдают не только больные дети, но и наши правители. 
 
Источник: Рабочая газета